ЮБИЛЕЙНЫЕ ТРУБЫ В ВОЙСКАХ МОИСЕЯ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ ЮБИЛЕИ

К оглавлению
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 

Задумаемся над вопросом: почему Библия называет пушки1трубы бого-

борцев = израильтян во время осады Иерихона «трубами юбилейными»?

Слово «трубы» в данном случае понятно. Жерло пушки действительно

представляет собой подобие трубы. Но почему — «юбилейные»? Обратим-

ся к Библии и посмотрим, что в ней говорится о юбилеях вообще.

Оказывается, что во всей Библии юбилеи — а точнее, юбилейные года —

упоминаются только в Пятикнижии Моисея (Лев. 25—27, Чис. 36:4,

Нав. 6). То есть только в книгах, описывающих завоевание земли обето1

ванной. Юбилей, согласно Библии, полагалось справлять каждые 50 лет,

причем это был некий «праздник очищения». Библия: «И сказал Господь

Моисею на горе Синае, говоря: ...в день очищения вострубите трубою по

всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на

земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей... Пятидесятый год да

будет у вас юбилей» (Лев. 25:1, 9—11).

А теперь обратимся к античной и средневековой истории. Может

быть, там тоже есть упоминания о подобных юбилеях? Если да, то будет

очень интересно посмотреть — в какую именно эпоху справляли эти юби-

леи в Европе? Может быть, как раз в эпоху османского1атаманского

завоевания? Если да, то наше предположение о тождестве османов1атама-

нов и библейских богоборцев = израильтян получит еще одно косвенное

подтверждение. И действительно, это ожидание оправдывается. Причем

в очень ярком виде.

Сразу скажем, что в современных исторических трудах упоминаний о

подобных юбилеях нам найти не удалось. Но, к счастью, у нас под рукой

был фундаментальный по охвату материала старинный Лютеранский Хро-

нограф XVII века, напечатанный на церковно1славянском языке и под-

робно описывающий всемирную историю от сотворения мира до 1680 года.

Обратившись к нему, мы обнаружили, что действительно юбилеи были,

причем только в одну эпоху, и просуществовали совсем недолго. Они

справлялись в Европе в 1390—1550 годах, то есть в точности в годы

османского завоевания. Юбилеи были установлены в память о Христе

(Лют. Хрон., лист 332). Отметим, что эти средневековые юбилеи справ-

лялись в дни январских календ (Лют. Хрон., лист 344). Это означает, что

праздновалось именно Рождество Христово, близкое к январским кален-

дам, а не какой1нибудь другой христианский праздник.

Годы юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает Лютеран-

ский Хронограф, впервые этот «Ювилей по веце Христове» был введен

папой Урбаном IV в 1390 году. Сначала он задумывался как тридцатилет-

ний, потом — как десятилетний, но с 1450 года по повелению папы

Николая VI стал пятидесятилетним юбилеем (Лют. Хрон., листы 332,

344—346, 365). Отметим, что учереждение юбилея от Рождества Христова

в 1390 году происходит в точности в эпоху Куликовской битвы 1389 года.

Как мы теперь начинаем понимать, это совпадение дат вряд ли случайно.

Первый юбилей действительно мог быть отпразднован именно после Ку-

ликовской битвы и в связи с ней. Есть данные, что именно Куликовская

битва между Дмитрием Донским и Мамаем отразилась на страницах нашей

истории как знаменитая битва между Константином Великим и Максен1

цием, предшествующая принятию христианства в Римской империи. О

наложении античного Рима на средневековую Русь XIV—XV веков, а

Константина Великого — на Дмитрия Донского мы будем подробно гово-

рить в наших последующих книгах (эти исследования пока не завершены).

Здесь лишь отметим, что Куликовская битва была, вероятно, непосред-

ственно связана с крупными религиозными реформами в Великой =

«Монгольской» империи конца XIV— начала XV века. Именно эти ре

формы и отразились в позднейших хрониках как «принятие христианства

на Руси». Поэтому празднование первого христианского юбилея в 1390 го-

ду, сразу же после Куликовской битвы, в нашей реконструкции представ-

ляется вполне естественным и правдоподобным.

Проведем теперь несложный, но весьма интересный расчет. Обратим

внимание, что если юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался

как тридцатилетний (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году— как

пятидесятилетний (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы

приходим к полному перечню возможных— с точки зрения средневеко-

вых римских пап — годов Рождества Христова. Это— 1300, 1150, 1000,

850, 700, 550, 400, 250, 100 года н.э. и так далее с шагом 150 лет в

прошлое (150 — это наименьшее общее кратное для 30 и 50). Поразитель-

но, что в этом списке нет того «нулевого» года н. э., куда помещают

Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивав-

шие юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале новой

эры, как это было заявлено позднейшими хронологами. Дата Рождества

Христова была для них, очевидно, какой1то другой. Скажем, они могли

считать, что эта дата совпадает с 1000 годом н. э. (при этом, конечно,

не пользуясь «новой эрой», введенной гораздо позже). Ведь 1000 год, в

отличие от «нулевого» года, действительно входит в приведенный выше

список. Отметим, что 1000 год н. э. как год отсчета лет от Рождества

Христова вполне соответствует нашей новой, исправленной хронологии

(см. книги I—II).

Приведем для полноты церковно1славянские цитаты из Лютеранского

Хронографа, касающиеся учереждения и празднования средневековых

христианских юбилеев. Эти цитаты действительно очень интересны:

«Сей же Урбан (папа Урбан IV. — Авт.) или Варфоломей, огласив

Буллу, устави дне 11 априллия, лета Христова 1389, да тридесятое всякое

лето будет Ювилей по веце Христове, иже тридесятого лета крещся,

проповедати начат. Но предварен смертию, сам Ювилей не творил»

(Лют. Хрон., лист 332).

Здесь говорится о том, что папа Урбан IV в 1389 году учередил «Юби-

лей века Христова», который должен был праздноваться каждые 30 лет,

начиная с 1390 года. Первое празднование этого юбилея действительно

произошло в 1390 году, но уже при его преемнике. Далее мы узнаем, что

впоследствии порядок назначения юбилейных годов был изменен:

«Вонифатий (папа Бонифаций IX. — Авт.), преже сего Петр Тома1

целл, юноша тридесять лет имеяй, дважды Ювилей творил, единожды

лета тридесятаго, по уставлении антецессора (предшественника. — Авт.),

лета Христова 1390, второе, лета 1400» (Лют. хрон., лист 332).

Таким образом, папа Бонифаций IX превратил юбилей из тридцати-

летнего в десятилетний и стал праздновать его каждые 10 лет. Как видно

из дальнейшего, этот порядок продержался вплоть до 1450 года. В самом

деле, его празднование в 1450 году при папе Николае V оказалось уже

шестым по счету, что соответствует празднованию с 1390 по 1450 год

каждые 10 лет. Но с 1450 года юбилей стал пятидесятилетним, то есть

должен был праздноваться каждые 50, а не 10 лет:

«Николай или Фома Лукан, от отца врача рожден, знаменитый учений

защитник. Вивлиофику (библиотеку. — Авт.) Ватиканскую тремя тысяща1

ми книг умножил и устроил. Ювилей (уже 6) пятьдесятолетный, календ

Ианнуария (января. — Авт.), лета __________1450 творил» (Лют. Хрон., лист 344).

Но 501летний юбилей так и не удержался, поскольку уже в 1464 году

папа Павел II повелел сделать его двадцатипятилетним. Сам Павел II не

дожил до 1475 года, когда должен был быть отпразднован юбилей, поэто-

му его справлял уже следующий папа, Сикст IV, который правил, со-

гласно Лютеранскому Хронографу, в 1471—1484 годах. Таким образом,

на 1475 год пришлось седьмое празднование юбилея:

«Павел II или Петр Бард... Ювилей до лета 25 приведе» (Лют. Хрон.,

лист 344).

«Сикст IV или Францишек Руерий... Ювилей всяких 25 лет приходя-

щих, уже седмый раз в Риме отправлял» (Лют. Хрон., лист 344)

Восьмое празднование было при папе Александре VI в 1500 году. Оно

сопровождалось широкой продажей индульгенций и отпущением грехов:

«Александр VI или Родерик Боргия... первый в Германии грамоты с

пространнейшими Ювилеями, сиесть отпущениями грехов, послал и про-

дал, лета Христова 1501. Ювилей, от коего триста тысящ коронатов

(коронат — название денежной единицы. — Авт.) собрал, осьм раз от-

правлял, лета Христова 1500» (Лют. Хрон., лист 346).

Далее, Лютеранский Хронограф сообщает о девятом и десятом юбиле-

ях при папах Клименте VI в 1525 году и Юлии III в 1550 году (Лют. Хрон.,

листы 345, 346). Однако следующее празднование Юбилея, которое дол-

жно было быть в 1575 году при папе Григории XIII, уже не состоялось.

По крайней мере, Лютеранский Хронограф, рассказывая о папе Григо-

рии XIII, ничего не говорит о юбилее. И это понятно. Ведь именно при

папе Григории XIII произошла знаменитая «григорианская» реформа ка-

лендаря, о которой мы уже подробно говорили в кн. И. Эта реформа

была, по сути дела, основана на неправильном вычислении «Дионисия

Малого», отнесшего Рождество Христово в начало новой эры, а эпоху

принятия христианства — в IV век. Ошибка вычислений Дионисия со-

ставляла примерно 1000 лет (см. кн. II). Порядок празднования средневе-

ковых христианских юбилеев, как мы уже отмечали, противоречил этим

ошибочным вычислениям. Поэтому, когда они были все1таки канонизиро-

ваны, о прежних якобы «неправильных» юбилеях постарались забыть. Ни

в 1575, ни в 1600, ни в последующих годах Лютеранский Хронограф уже

ничего не сообщает о юбилеях. Они полностью пропадают с его страниц.

Таким образом, мы, по1видимому, счастливым образом нащупали

тот момент, когда была канонизирована ошибочная дата Рождества Хри-

стова. Это была эпоха григорианской реформы 1582 года. Тогда и пре-

кратилось празднование «неправильных» с точки зрения реформаторов —

а на самом деле, скорее всего, совершенно правильных — христианских

юбилеев.

Вернемся к библейским «трубам юбилейным». Итак, мы убедились,

что действительно в 1450 году, всего за три года до взятия Константино-

поля османами1атаманами, в Европе был введен порядок празднования

таких же, как в Библии, пятидесятилетних юбилеев. Причем эти юбилеи,

в точном соответствии с библейским описанием, сопровождались отпу-

щением грехов (в Библии оно названо «очищением»).

Но тогда становится понятно, почему Библия называет гигантские

османские1атаманские пушки, разбившие неприступные стены Констан-

тинополя в 1453 году, «трубами юбилейными». Ведь эти пушки, скорее

всего, были отлиты во время подготовки к походу, то есть около 1450 го-

да. А это — в точности год учреждения пятидесятилетнего юбилея.

В заключение подчеркнем, что празднование юбилеев — отнюдь не

рядовое событие на страницах нашей истории. Как мы уже говорили, нам

удалось найти только одно упоминание о юбилеях во всей античной и

средневековой истории. Поэтому обнаруженное нами наложение библей-

ских и средневековых юбилеев вряд ли можно считать случайным. Конеч-

но, сегодня мы постоянно празднуем самые разнообразные юбилеи. Но

надо отдавать себе отчет, что это — следствие четкого летоисчисления,

ведущегося на протяжении последних 400 лет. В древности и в Средние

века, когда в способах летоисчисления и вообще в хронологии царил

хаос, юбилеев почти не было.